Особенности монтажа колодцев ККС и ККСр

Первым этапом проведения монтажных работ является устройство котлована. Он обязан соответствовать техническим нормативам и фактическим размерам сборной ж/б конструкции. В процессе разметки и подготовки котлована необходимо учитывать требования ТБ при проведении земляных работ, а также принимать во внимание особенности рельефа местности и тип почвы.

Разработка грунта может проводиться ручным способом, однако в целях экономии времени и повышения качества работ предпочтительней применять специализированную технику – экскаватор. Объем рабочего ковша должен составлять 0,25 м3 и больше. Согласно требованиям ТБ грунт из котлована необходимо размещать на расстоянии минимум 50 см от бровки.

Перед началом монтажных работ по установке ж/б колодца необходимо проверить готовность котлована: сверить фактические размеры (ширину и глубину) с проектными данными, а также оценить качество выравнивания основания. Обычно используется песчаная подсыпка толщиной не более 100 мм. В других ситуациях площадь основания заливается строительным бетоном. Этот момент отдельно оговаривается с заказчиком работ.

Технологические моменты

Разгрузка колодцев производится автокрановой установкой. В зависимости от конструктивных особенностей, монтаж колодца можно выполнить несколькими способами. Наиболее простой – установка железобетонных элементов с транспортного средства непосредственно в котлован. Однако необходимо при выполнении работ учитывать особенности рельефа, чтобы исключить возникновение форс-мажорных ситуаций.

Второй вариант монтажа предполагает установку ж/б конструкций в котлован автокраном со специально подготовленной площадки. Процесс монтажа сборных элементов осуществляется в несколько этапов. Сначала проводится установка нижнего блока. После проверки правильности установки и обработки стенок строительным цементным раствором выполняется монтаж верхнего блока.

Перед тем, как снять стропы с монтажных петель, необходимо проверить соответствие колодца проектным нормам, а также оценить уровень надежности и устойчивости сборной железобетонной конструкции. При выявлении геометрических погрешностей, превышающих допустимые значения, нужно принять меры по их устранению.

Процесс сборки колодца

Чтобы правильно собрать железобетонную конструкцию, необходимо придерживаться определенного порядка действий. В первую очередь проводится качественная подготовка основных конструктивных элементов колодца: убирают наплывы бетона, замазывают места с оголенной арматурой, устанавливаются ерши. Подъемные петли обязательно должны быть очищены от раствора и других загрязнений.

Соединение отдельных железобетонных блоков происходит следующим образом:

  1. установка нижнего элемента на дно котлована;
  2. распределение строительного раствора (толщина не более 1 см);
  3. монтаж верхнего сборного ж/б блока;
  4. выравнивание конструкции по уровню;
  5. сварочные работы – соединение двух блоков в местах подъемных петель при помощи арматуры или пластин;
  6. бетонирование места соединения подъемных петель.

После успешного выполнения вышеперечисленных операций проводится монтаж кронштейнов на стенках ж/б конструкции, а также выполняются работы по установке опорных колец и чугунного люка. На внутренних стенках колодца обязательно должны быть предусмотрены полосовые кронштейны, которые фиксируются на боковых поверхностях при помощи ершей. При необходимости монтируются дополнительные кронштейны для укладки электрических кабелей.

Завершающие этапы работ

Чтобы правильно отрегулировать вертикальную отметку верхней части люка, необходимо в качестве дополнительной подкладки использовать вспомогательные ж/б кольца. Благодаря их использованию, можно легко добиться оптимальных значений по высоте. Согласно общепринятым строительным нормативам, допустимая высота крышки люка над дорожным полотном не должна превышать 330 мм, а на пешеходных дорожках и тротуарах – 250 мм.

Опорные кольца в обязательном порядке должны монтироваться на строительный бетонный раствор толщиной не менее 2 см. Люк колодца устанавливается на опорные кольца при помощи обычного раствора без добавления щебня. Основание люка и места соединения с опорными кольцами дополнительно заделываются легким бетоном толщиной не более 5 см.

Важным условием при монтаже колодцев является правильный замер всех основных элементов конструкции с учетом допусков на толщину строительного раствора. Затем можно приступать непосредственно к определению оптимальной глубины котлована и подготовке основания. Если проигнорировать эти требования, высота ж/б конструкции может не соответствовать проектным размерам и будет выступать над поверхностью тротуара или дорожного покрытия.